Рассказ о родах в Голландии
Решила написать как мы рожали в Голландии, потому что надеюсь что кому-то эта информация будет нужна, а кому-то будет просто интересно прочесть про особенности родовспоможения в Нидерландах.
Волею судеб мы оказались в Голландии, когда я уже была на шестом месяце беременнсти. Мы живем сейчас на востоке Нидерландов рядом с городом Энсхеде. Эта вторая моя беременность. Первого ребенка я родила в Москве в 2003 году, так что я уже представляла, что в основном меня ждет и было с чем сравнить.
Итак, пока мы решали все вопросы с оформлением страховок, я попала к местным акушеркам уже в апреле, практически на 35 неделе беременности. В Голландии беременными женщинами, у которых проходит беременность нормально, занимаются не врачи, а акушерки. Мы, к счастью, относились именно к такой группе.
В отличии от наших женских консультаций, где встречают весьма сурово люди в белых халатах, а чтобы попасть к врачу, даже беременным можно просидеть в очереди целый день, здесь нам назначили встречу и мы приехали ровно к этому времени. Приехали мы втроем с нашей дочкой. Здесь многие ходят к акушеркам вместе с мужем и детьми. Нас встретила очень доброжелательно женщина лет 40-50. Комната в которой мы находились ничем не напоминала медицинский кабинет, а акушерка была одета в обычную одежду. Мы спокойно сели и рассказали все о нашей берменности и задали вопросы, которые нас волновали на данный момент. Акушерка объяснила нам, что в Голландии беременность расценивают не как болезнь, а как одно из нормальных состояний женщины и поинтересовалась не хотим ли мы рожать дома. Эту идею мы сразу же отвергли и я даже несколько загрустила, представив как мы в схватках несемся в госпиталь или что еще хуже рожаем дома.
Для начала мне измерили давление, осмотрели живот, прослушали сердцебиение ребенка. Потом назначили сделать УЗИ и сдать кровь (на некоторые инфекции — СПИД, гепатит В) и определение гемоглобина. Больше никто нас анализами не мучил, более того, они были немного удивлены, когда я попросила взвеситься на их весах. Мы еще спросили про витамины, которые может стоит попить, и они их выписали. Но было видно, что обычно это не практикуется назначать лекарства и даже витамины при беременности.
Сдача анализов здесь проходит на очень хорошем профессиональном уровне. В течение дня можно было подъехать в лабораторию госпиталя. Как только мы вошли в госпиталь мы подошли и зарегистрировались. Нам выдали пластиковую карточку. На карточке есть спец. код, который при ввведение его в компьютер сразу выдает все необходимые данные о пациенте. Затем мы прошли в отделение лаборатории. Меня вызвали для сдачи крови. Девушка, которая забирает кровь спросила еще раз мою ФИО и дату рождения, тут же подошла к маленькому приборчику и сделала наклейки со штрих-кодами. Эти наклейки она наклеела на вакутейнеры и после этого взяла у меня кровь.
Немного о российском подходе
Сразу вспомнилась наша женская консультация. Месяце на пятом в районе Нового Года я безуспешно пыталась попасть на прием в ЖК. Наконец, с третьего захода, отсидев в очереди всего часа полтора я зашла в кабинет. Меня сразу же строго спросили, почему я уже три — четыре недели у них не была. Я сказала, что у меня все ок, и я вообще пришла практически ради отметки. К счастью, в ходе нашего разговора я упоминула, что имею некоторое отношение к медицине, и со мной стали разговаривать уже менее строго. Наконец, врач взяла листок и стала писать мне рецепт?! Я тут же попросила не тратить бумагу зря, потому что я ничего пить не стану НИ ЗА ЧТО. (Кстати первым что мне стали выписывать был курантил). Это при том, что я чуствовала себя прекрасно.
Когда я объяснила причину своего отказа (зачем лечить здорового человека), врач честно сказала, что и она бы тоже ничего не стала бы пить, но они почему-то (?!) назначают всем беременным не просто витамины, а лекарственные препараты.
Второй случай, случившийся за время моей второй беременности, еще лучше характеризует почему у нас так все плохо с медициной.
Возможно многие уже столкнулись с тем, что с недавнего времени всем беременным назначаеться тройной гормональный тест, который должен показать риск развития синдрома Дауна. Я хотела отказаться от этого сомнительного удовольствия. Объясню почему. Как правило альтернатива данному тесту — это хорошее УЗИ. Во-вторых, гормональный фон — вещь довольно индивидуальная, кроме того во время беременности уровень измеряемых гормонов зависит от дня беременности. Наконец, уверена, что анализы у нас делают не самым аккуратным способом. Итак, в результате, мне с серьезным видом вручили бумажку с надписью ВЫСОКИЙ РИСК СИНДРОМА ДАУНА
Не знаю кто придумал данное предложение, но мне очень жаль будущих мам, которые далеки от медицины или биологии и которым вручается такие вот бумажки. Причем, если перевести это на разумный язык все что там было написано — это означает следующее: если в норме риск появления Синдрома Дауна составляет примерно 0, 25% , то у нас например это составляло 0, 44%.
После этого нам пришлось ехать на консультацию к врачу-генетику (в обязаловку!), где (к счастью) встретили нормального человека. Я сразу сказала, что мы выпускники биофака МГУ, чтобы мне не объясняли что такое Синдром Дауна, генетические мутации и дополнительные хромосомы. И спросила правильно ли я понимаю, что в нашем случае, риск возникновения синдрома Дауна ничтожно мал. И риск прерывания беременности при исследования хориона в 4 раза выше, чем появления ребенка с синдромом Дауна. Короче, после консультации мы вышли уже с большой уверенностью, что проведение данных тестов малоэффективный метод, и лучше бы покупались хорошие приборы для УЗИ диагностики.
Мы 2 раза проводили УЗИ диагностику у Воеводина С.М., который является одним из ведущих специалистов в Москве. В первый раз это было на 13 неделе, и мы сделали 3D-УЗИ. Впечатления были самые благоприятные, был виден маленький человечек с ручками и ножками. Никаких патологий видно не было, и мы были в принципе спокойны, даже после результатов вышеописанно гормонального теста, который мы сдавали позже.
Роды
Но вернемся непосредственно к родам. Во-первых, что мне особенно понравилась при общении с голландскими акушерками — это их вежливость и спокойствие. В конце нашего посещение, я прониклась симпатией к нашим акушеркам, потому что они очень мягко обращаются с женщинами. Любой осмотр проводиться очень мягко. Кроме того они очень успокоительно беседуют и все время говорят, что у вас все хорошо, все нормально.
На 37 неделе мы поехали посмотреть место где планировали рожать. Оказалось, что если беременность проходит нормально, то роды должны проходить в Geboortecentrum (это отделение при госпитале, а не сам госпиталь). Я поняла это примерно так, что это помещение, которое в здании госпиталя, но которое используется акушерками, если вы не хотите рожать дома. Когда начинаются схватки, роженницу привозят сюда и отводят в одну из комнат. В комнате находиться кровать, стол, телевизор, есть душ и туалет. Больше ничего я там особенного не заметила. Выйдя из палаты мы попали в маленький холл, где я заметила стол, кофеварку, чайник. Кроме того для родов нам прислали спец. коробку, которая называется kraampakket. В ней находиться всякие одноразовые пеленки, спирт, косметика для малыша и еще всякие вещи, которые могут понадобиться. Одежду для мамы и малыша надо также брать с собой.
Роды в госпитале могут проходить только, если это кесаревое сечение, или беременность проходила не очень хорошо и есть предписания рожать под наблюдением врачей, а также если женщина перенашивает ребенка, то после окончания 42 недели ее наблюдают в госпитале. Госпиталь обеспечивает в этом случае все: одноразовые расходные материалы, есть полотенца, одежда для малыша и т.п.
После осмотра палат мы пошли на ознакомительную лекцию о родах. Кроме нас там было довольно много голландских пар. Все женщины были с мужьями, некоторые еще и с детьми (как и мы). Лекция шла на голландском, поэтому через минут 30 мы решили ретироваться. После посещения Geboortecentrum я сильно погрустнела. Во-первых, я поняла, что здесь особых альтернатив в родовспоможении нет. Во-вторых, обезболивание при родах тоже делают редко. В-третьих, мне совсем не понравилась идея ехать в центр со всеми своими вещами плюс вести еще и kraampakket. Но очень понравилось как персонал госпиталя разговаривал с нами и все объясняли нам на английском.
Итак, мы все поготовили к родам и стали ждать. Ждали мы долго и дождались конца 42 недели. Таким образом, к счатью для себя, я спокойно поехала в госпиталь рожать во вторник 22 мая.
Мы приехали с мужем, взяли вещи и пошли в родильное отделение. Нас никто не заставил даже переодеть обувь, не говоря уже о смене одежды и прочее. Нас отвели в отдельную комнату с кроватью, на которой я и расположилась. Рядом сел муж. Меня подключили к монитору. Монитор показывал сердцебиение малыша и небольшие сокращения матки. Через некоторое время к нам зашла очень милая акушерка. Она объяснила что будет сейчас делать очень подробно. Показала специальный шнурок, пропитанный простагландинами, который кладут под шейку матки, чтобы подготовить ее к родам. После этого она очень мягко проделала необходимую процедуру и я могла часа 2 гулять по госпиталю. Мне на руки надели браслетик с моим именем и именем врача. После этого мы пошли пить кофе в кафе госпиталя. Потом мы опять вернулись в палату и опять повторилась процедура мониторинга. Нам предложили перекусить и принесли в палату чай и кое-что поесть. Все это делалось исключительно вежливо.
Потом муж опять уехал, а я решила пойти погулять. Рядом с госпиталем я нашла прекрасный парк и долго гуляла там, рассматривая пруд, цветущие родендроны и красивые хвойные деревья.
Небольшие сокращения матки которые наблюдались утром совсем исчезли и вечером было решено дождаться утра и начать стимуляцию родов окситоцином.
После этого меня перевели в палату для 4 человек. Муж проводил меня в новую палату, потом мы вышли и еще немного погуляли и в 8 часов вечера он уехал. Я решила прилечь отдохнуть и почитать. Вскоре я почуствовала несильные схватки, которые были каждые 5 минут. Я очень обрадовалась, что рожу сама без дополнитльной стимуляции окситоцином. Решила подождать часок и вызвала акушерку. Снова меня подключили к монитору. Затем акушерка сказала, что схватки еще недостаточны и я могу поспать. Хотя схватки были еще и не силными, но спать уже как-то мне расхотелось. Я посмотрела на часы. Было уже 10 часов вечера, до 12 родить я не успею подумала я, возможно рожу к 6 утра.
В 11 часов схватки стали сильнее. Я опять вызвала акушерку и сказала, что схватки стали чаще. Но она видимо решила, что это не так и еще раз предложила поспать. В палате уже все стали ложиться спать. Я вышла в коридор. Вскоре я уже перемещалась с трудом. Вновь встретила ночную акушерку и сказала, что чуствую себя не очень. Она предложила перевести меня в комнату, где есть женщины, которые тоже еще не спят. Меня такие перспективы не порадовали. И я срочно позвонила мужу. Через 30 минут он был уже рядом. К этому времени мне уже было очень плохо. Каждые 2-3 минуты меня скручивала схватка. Мою кровать и вещи перевезли на первый этаж в родильную палату. Я еле туда дошла и решила принять горячий душ, чтобы немного ослабить боль. В душе меня стало уже тужить. По-английски говорить я уже не могла и уже с трудом говорила по-русски. Я только смогла сказать мужу, чтобы он срочно звал этих слишком спокойных акушерок, что мне плохо, и пусть мне что-нибудь вколят для обезболивания или убьют на месте. Я легла на правый бок и лежала полузакрыв глаза. С этого момента мне было уже все равно как я лежу, как выгляжу и вообще все равно. Боль накатывала волной и потом была только одна минута, чтобы опять встретить новую волну и с трудом пережить ее.
Наконец пришли акушерки, я еле смогла повернуться на спину. Они посмотрели раскрытие. Было уже 7-8 см. К счастью, на очередной схватке ко мне подошла пожилая женщина и стала мне помогать дышать. Каждую схватку она держала меня за руку и дышала вместе со мной. Это сразу помогло мне справиться с болью и продышать потуги, пока раскрытие не стало 10 см. Акушерки сделали небольшой прокол околоплодного пузыря и поставили на голову ребенка датчик. Наконец мне разрешили тужиться. Ну все подумала я, какие-то 2-3 потуги и все окончиться. Но нет. Здесь в Голландии совершенно иначе проходит этот период родов. Женщина лежит на кровати. За ее спиной 2 мягкие подушки. Ноги ее на кровати. Таким образом тужиться приходиться очень трудно. Несмотря на то, что на потугах уже не было так больно, и я делала все правильно: на каждой потуге надо потужиться 3 раза на счет 8. Ребенок медленно продвигался вперед. Ну когда же они догадаются мне помочь думала я, когда потуги уже шли час. Наконец, дело стало близиться к концу. Ребенок стал приближаться к выходу. И тут появился врач и они наконец подняли мне ноги руками и ввели в вену капельницу с окситоцином, еще пару минут, крик мой, потом ребенка и уже кто-то маленький и скользкий у меня на животе. Наконец! Я посмотрела на часы — 3 часа ночи. Какое счастье, все закончилось.
Все это время муж был рядом со мной. Сначала в роли переводчика, а потом он поддерживал мне спину и очень мне помог.
Потом ребеночка унесли и муж пошел смотреть, что с ним делают. Нас спросили как мы называем ребенка (здесь принято называть сразу при рождении, поэтому имя надо придумать заранее). Мы назвали Александром.
Мы еще долго сидели и отдыхали. Я не могда встать и пойти в душ. Я очень ослабла и меня привели в порядок прямо на кровати. Я переоделась во все чистое, нам принесли чай и печенье с голубой анисовой крошкой (здесь такой обычай — есть печенье голубое, если родился мальчик или розовое, если девочка).
Меня опять повезли на кровати снова наверх, в то же отделение где я собиралась провести ночь. Муж вез кювез с ребенком. На этот раз меня ввезли в комнату на троих мам с малышами. Рядом поставили Сашу. На его кювезе была наклеена голубая открытка, на которой было написано его имя, время рождения, вес и рост.
Было около 5 — 6 утра. Муж уехал немного поспать домой. Я задремала минут на 15. Открыла глаза, светало. Утро было тихое и небо совершенно чистое.
Утром нам принесли завтрак. Завтрак был не очень, но зато приятно лежишь, а тебе все приносят и не надо никуда идти. Кстати кровати в госпитале просто замечательные с управлением, можно было поднимать и опускать ее как хочешь.
В 9 часов утра пришел муж. Потом он пошел регистрировать ребенка и оформлять документы на выписку.
Время от времени подходила медсестра и смотрела ребенка, меняла ему подгузник и укладывала его ко мне, чтобы я его покормила. В 3 часа дня мы покинули госпиталь.
Буквально через час к нам подъехала патронажная сестра. В течение 8 дней патронажная сестра приходит, чтобы помочь молодой маме во всем. Это очень удобная система. Во-первых, она осматривает роженницу, потом проверяет как чуствует себя малыш, взвешивет его, меряет температуру, помогает его купать. Может помочь с уборкой, стиркой и готовкой. На 3 день из пяточки малыша берут анализ на 17 генетических заболеваний, на 6 день приехала медсестра, чтобы определить слух малыша. Каждые 2 дня приезжали акушерки, чтобы осмотреть меня. В целом, оказалось, что в такой системе много плюсов.
Заканчивая свой рассказ, хотелось бы добавить, что в целом я осталась очень довольна прошедшими родами и у меня не осталось какого-то неудовольствия как это было в Москве. И хотя, в Голландии нет особого разнообразия в родовспоможении, но все было проведено хорошо. Самое главное, что коренным образом отличает нашу медицину от их медицины, здесь никто из персонала не проявил не уважения. В любом состоянии котором я бы не была ко мне сначала подходили и здоровались за руку, улыбались и представлялись. И конечно же сам госпиталь — все очень аккуратно, чисто, красиво.
Желаю всем, кто ждет детей, хороших родов и здоровых малышей.
0 Комментарии