Под знаком Стрельца
Дело было в ноябре 2000 года. И начать я хочу с подготовки к родам...
Да, да, я убеждена, что знание должно предшествовать процессу, особенно если есть возможность подготовиться к тому, что предстоит. Рожать страшно, в первую очередь потому, что ты не очень-то и понимаешь, что же всё-таки будет происходить с тобой. Надеяться на кого-то не стоит. Человек — не просто пассивное создание, плывущее по течению. Ему даны и чувства, и разум, а, значит, можно победить свой страх. Итак, я, наслаждаясь своей беременностью, (конечно, в прямом смысле), потихонечку готовила себя к предстоящим родам.
Нет, я не расспрашивала в подробностях всех знакомых рожавших женщин, не приставала к лечащему врачу с вопросом: «Как же рожают?» (хотя порой так и подмывало спросить)... Этим занимался мой муж, переживающий, что рожать придётся, увы, не ему и волнующийся за меня. Я же нашла книги на интересующую меня тему. Так, мне помогли книги Арлин Эйзенберг, Хейди Е.Муркофф, Санди Е. Хатавей «В ожидании ребёнка» и Алисы Макмахон «Всё о рождении ребёнка». Когда появилась возможность, я воспользовалась интернетом, где содержится большое количество и личных отзывов, и рейтинг роддомов, и, главное, описание самого процесса родов и как к нему можно подготовиться. В интернете же я разыскала приглашение на курсы подготовки к родам.
Выбор курсов основывался на трёх критериях: относительной близости к дому, содержательном моменте (меня интересовала не только теория, но и практические занятия) и финансовой стороне дела. Таким образом, мой выбор пал на курсы при Спасо-Перовском госпитале Мира и Милосердия (бывшая больница № 70). За 8 занятий мы заплатили 500 рублей (ноябрь 2000 г), получили и удовольствие, и знания... Не случайно я написала «получили», т.к. на курсы мы ходили вдвоём с мужем. Он посетил почти все занятия. Но, главное, что в результате этих занятий к родам оказалась подготовленной не только я, но и он... Но об этом немного позже.
Главное, что я узнала на курсах: из каких этапов состоят роды, как себя вести во время родов, что происходит с ребёнком в эти часы (оказывается, он испытывает стресс, превосходящий материнский, т.к. не понимает, в отличие от матери, что происходит), как регулировать своё дыхание (в зависимости от этапа родов существует свой тип дыхания), как расслабляться во время схваток, (а это и без схваток не всегда получается), узнала более подробно о точках на теле, замедляющих и ускоряющих схватки, ослабляющих боль и т.д. Более того, нам рассказали, что разные виды обезболивания по-разному влияют на ребёнка. Узнала о плюсах и минусах кесарева сечения и показаниях, при которых оно необходимо.
Что ещё очень важно, преподаватель курсов рассказывал нам и о первых неделях после родов, о купании, о болезнях и методах их преодоления, о гулянии (гулять нужно каждый день, не смотря особенно на погоду, и лучше всё-таки прогуливаться не по балкону), о пеленании (было даже практическое занятие с пеленанием куклы — и наш папа пеленал тоже), о грудном кормлении (кстати, я и раньше слышала, а на курсах мои знания подтвердились: наличие молока в груди зависит от огромного желания кормить своего малыша, грамотного кормления и уверенности в голове, что молоко есть, а просто так молоко не исчезает — примеров тому множество...). Нам показывали фильмы, так что мы имели возможность не только теоретически, но и практически подготовиться к процессу общения с малышом.
Но, главное, что хочу сказать всем скептикам, считающим, что и без курсов, книг и прочего женщины рожали... (Конечно, рожали, и вообще в жизни можно обойтись без многих вещей, вопрос в том, что ты думаешь о своей жизни, как относишься к самому себе и насколько ты сам ответственен за то, что происходит). Так вот, хочу сказать, что во время самих родов, потом, да и до сих пор знания мне пригодились ОЧЕНЬ.
Ну, а теперь о РОДАХ...
По календарю беременности и родов, размещённому на Маме.Ру, нам было «предсказано», что родить мы должны 27 ноября (больше всего этого хотел мой муж — любитель творчества Бориса Гребенщикова, родившегося именно в этот день ;-)), в консультации был поставлен срок — на неделю раньше. Так что с 20 ноября мы находились в состоянии особенного ожидания. На самом деле что-то, действительно, изменилось в моём организме.
А 26 утром, позавтракав, мы пошли гулять. Погода была сумрачно-снежная, будто и природа притаилась в ожидании какого-то чуда. :-) Мы даже взяли с собой фотоаппарат, будто предвидя, что это последние часы перед великим Таинством.
16.00. Пришли домой, пообедали, а часов в 5 вечера я почувствовала какие-то несмелые толчки внутри себя. Уже к 7 часам было понятно, что они не проходят, а учащаются. Да, по всем симптомам было похоже на схватки.... Дааааааааааааа... началось!!!
Начало великого Таинства оказалось достаточно болезненным. К 8 часам уже отдавало в поясницу. Схватки — примерно каждые 20 минут. Пакет с вещами в роддом дождался своего часа. Мозг работал чётко и ясно: запоминались все-все мелочи... Вот мы одеваемся, выходим на улицу. Машин мало... Поймаем ли? Ох, как больно... Ой... Нет, нет, всё хорошо. Ага, вот останавливается машина... Ну, хорошо, договорились. Всё. Едем.
21.00. А едем мы, надо отметить, всё в тот же Спасо-Перовский госпиталь Мира и Милосердия, где бывали уже не раз. И рожать мы будем вместе. И это придаёт уверенность мне... Настроение приподнятое. Приехали... Да, спасибо, до свидания... На часах уже десятый час. Вот и роддом. Звонок. Нажимаем кнопку. «Здравствуйте! мы рожать».
21.30. Раздеваемся. Я прохожу в смотровую. «Рожать будем с мужем,» — с гордостью сообщаю я. Почему-то в глазах женщины из прёмного отделения не вижу ответного восторга... Странно. Вообще я думала, что все будут счастливы, что мы рожаем вдвоём. Ну, да Бог с ней. Ой, ой... Всё-таки немного больно. «Что? А, да, роды первые. Да, вместе с мужем. Мы курсы заканчивали при вашем роддоме.» (Кстати, забегая вперед, хочу сказать, что в итоге никто у нас так и не попросил ни диплома об окончании курсов, ни справок об отсутствии вен. заболеваний у мужа. А он их так прилежно собирал. Наверное, все верили на слово, а может виной тому позднее время да выходной день.) Но врач говорит, что первые роды длятся долго, пусть муж поедет домой, поспит, а к утру, если он желает, то приедет... Как раз начнутся роды.
22.00. Ничего себе — поспит... Да не хочу я без него рожать. Что он, интересно, делает? Переодевшись в казенный халатик, выхожу в коридорчик, где сидит мой муж и вижу: он читает книгу — пособие по родам. Опять готовится. Тем не менее, сообщаю ему, что, пожалуй, надо поехать домой. Сердце разрывается. Да и больно что-то. Появилась тревога. Но нельзя ей дать победить себя. Ребёночек там волнуется. Скоро ему предстоит появиться на этот сложный, противоречивый, разный, но всё-таки прекрасный свет. Я понимаю, что происходит со мной. Пока ситуация под контролём. Не потерять веру в себя. Всё будет хорошо! Всё просто отлично! Всё будет так, как быть тому дано!
22.15. Женя уезжает. Я остаюсь один на один со схватками, врачами и моим малышом. Теперь мы — единое целое. Настраиваюсь на самое хорошее. Вспоминаю, как на курсах нас учили с радостью встречать каждую схватку и расслабляться, когда она приходит. Ну, вот и пришла пора применить это на самой настоящей практике...
22.30. Меня отправляют в родзал. Я лежу здесь одна. Нет, не одна. Мой малыш со мной. Он настойчиво пытается появиться и увидеться со мной. Нет, что-то сон не приходит ко мне. Я разговариваю со своим малышом. Нет, я не знаю, кто он — мальчик или девочка. Мы делали УЗИ несколько раз. Но ни разу не интересовались, кто там живёт (чем вызывали удивление врачей). Тайна должна быть обязательно. Да и какая разница, кто? Часто хотят иметь ребёнка какого-то конкретного пола, но разве это не предрассудок? А вообще известны случаи, когда прогнозы были ошибочными. Зачем пытаться узнать раньше времени то, что всё равно будет известно? В общем, мы и не пытались. Хотя, скажу честно, сначала женское любопытство присутствовало, но логика, даже женская — большое дело. Малышка, потерпи, ещё немного. Не переживай так, не толкайся. Знаю, знаю, что тебе страшно, но я тебя жду. И папа... папа тоже очень ждёт...
Кстати, о папе. Я обещала ему позвонить, если почувствую, что пора. А я малыш-то что-то уж совсем разнервничался. Да, больно ужасно. Всё. Пойду звонить.
01.00. Выхожу в коридор. Темнота. Все спят. Каждый шаг причиняет боль. Нет, ничего не вижу. Где тут кнопка вызова медсестры? А, вот она. Нажимаю. Звон на весь этаж. Катя (именно так зовут принимающую у меня роды акушерку) входит. «Я хотела бы позвонить мужу. А ещё очень больно.» Катя разрешает позвонить с поста, что я и делаю. Наверное, я сделала всё правильно, потому что после звонка я почти с трудом дохожу до своего родзала и укладываюсь на кушетку.
01.30. Такие боли, что просто невозможно. Ко мне подключили приборы, я знаю, что это монитор, который наблюдает за сердцебиением ребёнка. От обезболивания пока отказываюсь: терпеть пока могу. Ну, здрасьте, Новый год: тошнит ещё... Этого только не хватало. Ну, наконец-то, вот и муж приехал....
02.00. Да, уже тяжело. Схватки стали очень болезненными и участились. Уж тут, скажем прямо, не до расслабления. Ещё спрашивают, помогают ли курсы. Да, конечно!!! По крайней мере, надеюсь, получается не таращить глаза от ужаса и непонимания и не орать всякие проклятия. Даже, можно сказать, спокойно так, весело лежу себе и рожаю. А рядом — Он! «Проводит рукой по волосам...» :-) Нет, как же здорово, что муж рядом. Много я читала про счастье, часто казалось, что вот оно... Дурочка! Настоящее счастье — это сейчас, когда лежишь страшная, измученная, пытаясь изобразить улыбку в промежутках между схватками, тебя в это время пробивает какой-то совершенно бешеный озноб, при этом ты пытаешься вспомнить, как надо дышать, чтобы не причинить вред ребёнку, а около тебя сидит твой дорогой, любимый человек и говорит, что я молодец, умница, что у меня всё идёт правильно и дышит вместе со мной.
Ну, вот... Новый этап. Нам говорили на курсах об этом. Малыш уже ринулся к выходу. Хочется начать потуги, а этого пока нельзя, ну, никак нельзя: может пострадать ребёнок. Главное — правильно дышать. Со стороны, наверное, смешно: лежу измождённая, трясущаяся, бледная, к одной руке что-то присоединено, другая рука держит мужа, и мы, высунув языки, дышим, «как собачки»: часто и поверхностно. Порой заходят врачи и говорят, что всё идёт нормально. Ну, вот, пришёл анестезиолог — сделала всё-таки укол: боль — ой-ой-ой-ух. Главное — ребёнок. Ещё немного, и мы увидимся. Лена, потерпи!!! Дышать, дышать, дышать. Всё хорошо! Всё идёт правильно.
3.15. Наконец-то доктор разрешила тужиться. Ура!!! Но боль.... Не потерять бы самообладания. Господи, помоги!!! Врачи уже не уходят, акушерка пришла. Ужас просто!!! Я выдержу, выдержу, выдержу!!! Всё будет хорошо!!! Вижу, как трогательно взволнован муж... Ну, ещё немного. Врачи называют меня Леночка. Кто-то сейчас вылезет. Я чувствую это, чувствую. Ого!...
3.45. Есть!!! Я сделала это!!! Я — мама! У меня родилась дочка. Рост — 49 см, вес — 3 кг 60 г. По шкале Апгар (есть такая, мы о ней читали, там, например, проверяется реакция ребенка на прикосновение медицинского предмета, если кричит и брыкается — хорошо :-) нам дали 7-8 баллов (из 10). Это вполне нормально.
Пока врачи занимались ребёнком, мы немного поговорили с ними. Так, мы спросили, почему всё-таки нас как-то не очень приветливо встретили, узнав, что мы будем рожать вдвоём. Врачи сказали, что просто, как правило, мужья приходят неподготовленные и вместо нормальной работы и помощи женщине им приходится или успокаивать мужа, или откачивать его, что, естественно, не помогает, а мешает и врачам, и самой женщине.
Ещё врачи сказали, что рожают в первый раз лучше женщины, приехавшие сразу рожать, а не те, которые заранее ложатся в роддом, т.к. за несколько дней ТАКОГО наслушаются и насмотрятся, что процесс идёт намного тяжелее. Не успеть приехать в роддом, по их словам, практически невозможно, т.к. первые роды длятся обычно достаточно долго. Наш случай, кстати, исключение: мои роды считались быстрыми. В общем, нас похвалили.
Таким образом, моё резюме следующее: к родам лучше подготовиться заранее, в роддом раньше времени не ложиться (при условии, конечно, что нет особых показаний) и рожать с любящим, подготовленным мужем (если таковой имеется). Кстати, мы слышали, что одна роженица рожала с мамой :-)
В начале пятого врачи ушли, оставив нас втроём. Мы с дочкой лежали: я — на кушетке, она — под согревающей лампой, папа Женя, взволнованный, метался между нами. В эти минуты, кстати, и было дано имя нашей малышке. В очередной раз посмотрев на неё, Женя сказал, что она очень похожа на Лизочку.
Потом были 6 дней адаптации меня и ребенка к новой жизни в послеродовом отделении. В эти дни нам с мужем очень помогли наши походные портативные рации «Пилот» (это не реклама! :-) Мы могли бесконечно долго болтать друг с другом во время визитов мужа к роддому и от него. (В отличие от счастливых обладателей БИ_ПЛЮС GSM и прочих МТСов (а это не антиреклама!) ;-), которые довольствовались после пары фраз смотрением друг на друга через окно). Была, правда, еще одна услуга в роддоме — «видеофон». Но цены «кусались» — 5 рублей за минуту просмотра.
Из курьезов. Отделение обошла история о передаче, сделанной для совсем молодой мамы (как говорили, наркоманке) от отца ее ребенка — три сигареты и зажигалка.
4 декабря я триумфально вернулась домой уже в новом качестве!
Ну вот, в нашей жизни начинается новый этап, имя которому — Елизавета, Лизочка, Лиза, Лисёночек.